Язык

ru Русский be Беларуская мова en English

Трудный возраст и роль родителей в воспитании подростков. Рекомендации педагога социального.

 

Возраст девочек, которые к нам направляются – 11- 18 лет. Он считается самым сложным и называется переходным. Это период, когда они готовы конфликтовать со всеми кто их окружает: родители, педагоги, сверстники. Они всеми силами стремятся выделиться, отвергают советы взрослых, бояться быть «хуже других», они некритически относятся к себе, стремятся к независимости, легковнушаемы. Они грубят, слушают ужасную музыку, требуют денег на дискотеки и игнорируют чувства близких; они могут довести папу до бешенства, маму до слёз, а бабушку до инфаркта. Они не собираются прислушиваться к вашему мнению, и что самое главное – они не собираются раскаиваться! Это – трудные подростки. Как правило, подростки, вставшие на путь правонарушений, не имели организованного досуга. Очень часто наши воспитанницы рассказывают о своих       «клевых приключениях» как о главных событиях в их жизни.

Плохое поведение имеет определённые цели:

- требования внимания и комфорта;

- желание обратить на себя внимание;

- демонстрация своей несостоятельности: «Если я плохой, значит, я и буду так себя вести».

Вы, как родители, наверняка с этим сталкивались неоднократно. Почему они становятся «трудными»? Как из вчера ещё милых, таких смешных и забавных детей возникают трудные подростки? Думаю, мы сумеем объяснить вам это. Равно как и то, что делать родителям, если вчера любимый ребёнок сегодня стал необъяснимо «трудным». Существуют чёткие законы биологии, например: если ходить зимой без одежды, то замёрзнешь, если пить воду из болота, велик риск заразиться дизентерией, если долго не принимать пищи, человек ослабеет.

Есть такие же чёткие законы воспитания. Если родители их нарушают – то возникают проблемы, укладывающиеся в общую формулу «трудный подросток». Можно эти законы отрицать, можно сколько угодно доказывать, что на осинах родятся апельсины, но факт остаётся фактом: наши дети – зеркало наших ошибок.

«Не существует проблем ребёнка отдельно от проблем семьи, дети – их поведение – всегда следствие ошибок в воспитании, помочь трудному подростку без активного включения в эту помощь самих родителей невозможно».

Работать над собой – всегда трудно. И чаще вы хотите не меняя себя, не исправляя ошибок воспитания и общения, чтобы ваш ребёнок сделал всё сам…

А в состоянии ли он со всем справиться?

Каков же портрет современного подростка?

Всё свободное время у них посвящено общению с друзьями, они активно начинают интересоваться противоположным полом, у большинства из них происходит переоценка ценностей, они самостоятельно определяют линию своего поведения, без

«практического жизненного опыта», хотят быстрее повзрослеть, а потому в этом юном возрасте они прекрасно осведомлены о том, что такое алкоголь, табак и даже наркотики.

Именно в этом возрасте у них эмоции преобладают над разумом. Их самолюбие оказывается уязвлённым, если они не получают в семье должного уважения и внимания.

Это очень опасно, поскольку в этот момент и происходит отчуждение от Вас, родителей, возникают проблемы в школе.

Если в этот сложный для ребёнка момент в своей семье он чувствует себя одиноким и непонятым - обязательно произойдёт что-то плохое. И наоборот, если в семье прочные и доброжелательные отношения, если взрослые своевременно сумели перестроиться и сохранили контакт со своими детьми, являются для них авторитетом – это залог успеха.

Что же такое авторитет? В младшем школьном возрасте – это авторитет любви и ласки, в более взрослом возрасте – это авторитет уважения.

Высокие моральные качества, знания, ум и сила родителей – вот основа такого авторитета. Воспитывающее воздействие он оказывает лишь при условии взаимоуважения детей и родителей.

Соответствуете ли Вы, как родители данным требованиям, имеете ли авторитет у своих детей, всё ли Вы сделали для своих них, чтобы уберечь от беды?

Это вопрос, на который Вы сами должны себе ответить.

В чём же кроются причины того, что Ваши дети попали в учреждение закрытого типа?

Одним девочкам просто не хватило внимания, любви, понимания и поддержки с Вашей стороны. У некоторых, наоборот, всего этого было в избытке, а это тоже плохо. Одних недолюбили, других - зацеловали, третьих – вообще отпустили в свободное плавание и забыли о них, а четвертые – плачут и во всём винят себя.

И это не моё личное мнение, а мнение Ваших детей. Об этом они говорят, когда приезжают к нам, поскольку с ними общаются все педагоги училища.

Я, конечно, не сбрасываю со счетов и педагогов школ, где учились Ваши дети, инспекторов ИДН, КДН, которые должны были Вам вовремя помочь, подсказать, но, к сожалению, они часто появляются на жизненном пути, когда уже слишком поздно. В конечном итоге, дети совершают преступление и направляются в учреждения закрытого типа.

Очевидной стала необходимость изменить отношения школы и семьи. Отношения должны стать партнёрскими. Не должны педагоги и родители смотреть друг на друга, как враги.

Ведь не секрет, что родители часто во всём обвиняют образовательные учреждения и говорят « мы вам вручили своих детей, вот и воспитывайте» или« дайте мне совет на каждую минуту общения с ребёнком». А в ответ Вы можете услышать «ваши дети – Вы ими и занимайтесь». Это обоюдная неправильная позиция.

Отсутствие желания родителей взять на себя ответственность и научиться правильному воспитанию и общению никогда не приводит ни к каким изменениям. И любая работа педагога с трудным подростком, не приведёт к положительному результату – потому что после школы он возвращается домой, где родители продолжают мыслить и общаться с ним неправильно. Это подобно тому, как невозможно вылечить от туберкулёза человека, каждый вечер возвращающегося из больницы ночевать в туберкулёзный барак. Пока существует причина – существует следствие. Родители являются причиной происходящего с трудным подростком в 99,9 % случаев, как не трудно или болезненно им бывает иногда это признать.

Социологическими исследованиями выявлено и доказано, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, средств массовой информации и улицы.

В нашем с Вами случае получается, что   воспитательная цепочка под названием: семья-дети-школа в каком-то звене дала сбой. А возможно и во всех трёх звеньях. Самое страшное, что от этого страдают в первую очередь дети.

Вы всегда должны помнить, что нравственные качества человека, жизненные установки, стиль поведения – всё это формируется в семье и часто как в зеркале, отражает облик родителей.

Всё: и слова, и поступки и поведение родителей – играют важную роль в воспитании детей.

В нашем учреждении формируется система работы, направленная на коррекцию поведения несовершеннолетних, которая предусматривает формирование у учащихся позитивной модели поведения, необходимой для принятия ответственных решений в ситуации выбора. Воспитанницы имеют возможность и получают образование, профессию, ведут здоровый образ жизни. К сожалению, в обществе до сих пор сохранено устаревшее представление о том, что главная цель специальных закрытых учреждений - изоляция оступившегося подростка от общества с целью защиты окружающих от его плохого поведения. На наш взгляд, этот стереотип необходимо ломать.

Работая с так называемыми «трудными подростками» мы давно заметили следующую закономерность: у них за время пребывания в училище формируется чувство ложной уверенности или фальшивого благополучия. Они перестали употреблять алкоголь, наркотики, курить, стали учиться. Но происходит это всё в вынужденной среде с чётким контролем. У них создаётся представление, что они исправились, смогут позитивно жить после возвращения, но они не решают жизненных проблем самостоятельно и соответственно не сталкиваются с жизненными вызовами и соблазнами. Часто и после выпуска наши выпускники оказываются один на один с различными проблемами, к ним прилипает ярлык «уголовника», в результате, учреждения образования неохотно принимают их на обучение, проблемы возникают и с устройством на работу. В этих ситуациях ваши дети ждут от Вас, родители, совета, поддержки и помощи.